Что такое коррупция и как с ней бороться?.

12.10.2018

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Москва 2015

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

из серии «Правовое просвещение населения»

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ /

автор-сост. Э.И. Атагимова. — М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2015. — 40 с. — Серия «Правовое просвещение населения».

ISBN 978-5-901167-27-4 ISBN 978-5-901167-27-4 © ФБУ НЦПИ при Минюсте России Серия «Правовое просвещение населения»

При подготовке издания использовалась информация, содержащаяся в официальных изданиях правоохранительных органов, средствах массовой информации, справочных, монографических и иных изданиях по проблемам противодействия коррупции. Автор-составитель: Э.И. Атагимова, начальник научно-исследовательского отдела ФБУ НЦПИ при Минюсте России, кандидат юри- дических наук Редактор: Ю.В. Зудов, заместитель директора Департамента по во- просам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Российской Федера- ции, кандидат исторических наук Рецензент: А.Т. Потемкина, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Российской тамо- женной академии, кандидат юридических наук, доцент УДК 342.745 ББК 67.401 Ч80 Ч80 3

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ..................................................... 

 

 ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? ............................................................

 

КТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОРРУПЦИОНЕРОМ? .................................

  КОРРУПЦИЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ...................

 Обратимся к каждому конкретному составу преступления, охватываемому понятием взяточничества ................................

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАНИНА ....................................................

 

 

Ваши действия в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа) ........................................................................ 

 

Что следует вам предпринять сразу после свершившегося факта вымогательства? ............................................................. 

 

Что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы по незнанию или неосторожности не стать участником коррупционных преступлений? ................................................. 

 

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! .................................................

 

 

В случае отсутствия реагирования на ваши обращения в правоохранительные органы................................................... 

 

Примерный текст заявления ......................................................

 

 Коррупция, клановость, сращивание чиновников, правоохрани- телей с криминалитетом — это беда, унизительная для страны. Победить коррупцию в России можно, если сделать борьбу с ней общенациональным делом. Мы будем действовать последователь- но, осмысленно и решительно, устраняя фундаментальные при- чины коррупции и карая конкретных коррупционеров, создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России ве- рой и правдой. Таких людей у нас в стране традиционно много. Они будут востребованы. Мы должны обеспечить неотврати- мость наказания за любое коррупционное деяние. В.В. Путин Коррупция — серьезная угроза безопасности страны. Она на- носит обществу большой вред, посягает на основы государственной власти, снижает эффективность деятельности государственных и муниципальных органов и подрывает их авторитет, затрудняет эко- номическое развитие страны в целом. Разрушая демократические институты и ценности, понятия о справедливости и общественном долге, коррупция наносит ущерб устойчивому развитию государства и правопорядку. Коррупция деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения лич- ных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц. Будучи одним из опаснейших для граждан, общества и государ- ства явлений, коррупция имеет глубокие исторические и психоло- гические корни. К сожалению, в сознании многих людей она стала обычным явлением, с которым бесполезно бороться, а результатив- ность каких-либо мер по противодействию коррупции зачастую оце- нивается гражданами крайне низко. Причин возникновения коррупции много. В их числе — несо- вершенство законодательства, наличие большого количества подза- конных актов, сложных для понимания, низкая правовая культура граждан, а также их пассивность, обусловленная недоверием к си- стеме противодействия коррупции, отсутствие мотивации к следова- нию закона. 5 Несомненно, построение демократического государства, осно- ванного на принципе верховенства закона, в котором обеспечивается соблюдение фундаментальных прав и свобод личности, немыслимо без целенаправленных усилий по борьбе с коррупционными право- нарушениями. Системная работа по противодействию коррупции в любых ее формах, равно как и совершенствование правовых механиз- мов — приоритетная задача органов власти всех уровней. Основой этой деятельности является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В нем определены три основных направления: предупреждение коррупции, борьба с ней и минимизация или ликвидация последствий коррупцион- ных правонарушений. На законодательном уровне определены роль и место органов власти, задействованных в борьбе с коррупцией. Но реализуемые государством антикоррупционные меры могут быть успешны только при условии активной вовлеченности в этот процесс институтов гражданского общества и каждого гражданина в отдельности. Каждый из нас может и обязан жить и работать, руководствуясь законом — и таким образом внести свой вклад в общее дело борьбы с коррупцией. Гражданину необходимо четко знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, не допускать ис- пользования коррупционных методов в частной, общественной и про- фессиональной жизни Первостепенную важность в противодействии коррупции имеет повышение правовой культуры и правосознания граждан — только при этом условии государственная антикоррупционная политика мо- жет быть успешной. Брошюра, которую вы держите в руках, подготовлена коллек- тивом работников Министерства юстиции Российской Федерации и федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации». Надеемся, что она будет полезна для вас в качестве практического пособия, поможет защититься от проявлений коррупции, не престу- пать закон самому, а также будет способствовать снижению уровня коррупционных правонарушений в различных сферах.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Коррупция, одной из основных со- ставляющих которой является взяточни- чество, осуждается во всем мире, но суще- ствует, увы, с незапамятных времен. Мздоимство упоминается в русских летописях еще в XIII веке, и первый зако- нодательный запрет совершения, пользу- ясь современной терминологией, корруп- ционных действий на Руси принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный впервые в нашей истории ввел смертную казнь в качестве наказания за «чрезмерность» во взятках. На законодательном уровне осужда- ло взяточничество и Соборное уложение 1649 года, предусматривавшее самые раз- ные наказания: денежное взыскание, за- прет на должность, битье кнутом или бато- гами, казнь либо отсечение руки. До XVIII века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «корм- лениям», то есть, при отсутствии оклада за исправление должности, разрешению на подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой» — мясом, ры- бой, пирогами и пр., что было делом обык- новенным. Великий князь Иван III Царь Иван IV Грозный 7 В царствование Петра I было осоз- нано, что коррупция является злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр I пытался вы- строить в государстве систему борьбы с коррупцией. С 1715 года чиновникам на- значали фиксированную зарплату, а по- лучение взятки в любом виде уже призна- валось преступлением. Петр I начал ве- сти активную борьбу против коррупции, и законодательство в этот период стало относить к субъектам коррупции помимо должностных лиц посредников, пособни- ков, подстрекателей и недоносителей. За взяточничество нещадно били батогами, клеймили, ссылали. Особо злостных каз- нокрадов показательно казнили. Сообщениями «о похищении казны» первоначально занималась тайная кан- целярия во главе с графом П.А. Толстым. И работала она на совесть. Но были и такие дворяне и чиновники, которые к проблеме мздоимства относились гораз- до терпимее. По рассказам современни- ков, однажды в Сенате Петр пригрозил издать указ, по которому всякий, кто украдет у казны сумму, на которую мож- но купить веревку, будет повешен. Ге- нерал-прокурор Ягужинский на это за- метил: «Неужели вы хотите остаться императором без служителей и под- данных? Мы все воруем — с тем толь- ко различием, что один больше и при- метнее, чем другой». Император Петр I Петр Андреевич Толстой Петром I были введены в действие указы «О воспрещении взяток и посулов», «О наказании за взятки и лихоимство», «О наказании хищников за взятки лишением имения и живота». Генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский 8 Серьезно взялась за взяточников Ека- терина II, в отличие от своих предшествен- ников не ограничиваясь нравоучениями и показательной расправой над взяточником. Судьям и канцелярским служащим было назначено жалованье, позволяющее суще- ствовать вполне безбедно. Годовой оклад служащего средней руки в 1763 году со- ставлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100—150 рублей в централь- ных и высших учреждениях. При таких зар- платах императрица имела все основания требовать от чиновников честности и не- подкупности. В 1881 году Александр III учредил комитет для выработки проекта Уголовно- го уложения. Было принято специальное решение, запрещавшее совмещение госу- дарственных должностей с должностями в акционерных обществах и банках. В советский период государство тща- тельно контролировало практически все сферы жизни, хотя при этом имел место про- извол чиновников, наделенных чрезвычай- ными полномочиями. В 1918 году появляет- ся первый советский декрет о взяточниче- стве, предусматривавший пятилетний срок заключения и конфискацию имущества. Императрица Екатерина II Император Александр III По Уголовному кодексу Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1922 года (УК РСФСР) получение взятки лицом, состоящим на государственной службе, совершенное при отягчающих обстоятельствах, влекло суровое наказание вплоть до высшей меры с конфискацией имущества. Аналогичная санкция за получение взятки предусматривалась и в УК РСФСР 1926 года. В одном из циркуляров Наркомюста 1927 года предписывалось «в течение месяца повсеместно и единовременно назначить к слуша- нию по возможности исключительно дела о взяточничестве, опове- стив об этом в газете, дабы создать по всей республике впечатление 9 единой, массовой и организованно проводимой судебно-карательной кампании». Взяткой стали признаваться любые подарки, совместительство в двух учреждениях, находящихся между собой в состоянии товаро- обменных или торговых операций, и т. п. Когда в связи с раскулачи- ванием взяточничество распространилось и в деревне, Пленум Вер- ховного Суда в 1929 году определил: «Все случаи получения долж- ностными лицами магарыча, то есть всякого рода угощения в ка- ком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки». Во второй половине XX века коррупция всё больше становит- ся международной проблемой. Для пропаганды знаний о коррупции Генассамблеей ООН был учрежден Международный день борьбы с коррупцией — 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязыва- ет подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции необходимо воз- вращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате кор- рупции. Россия в числе первых стран подписала данную Конвенцию. 8 марта 2006 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратифика- ции Конвенции ООН против коррупции». Начиная с 2008 года в России предпринимаются практические шаги по борьбе с коррупцией. 19 мая 2008 года Президент Российской Федерации издает Указ № 815 «О мерах по противодействию корруп- ции». Согласно данному указу был образован Совет при Президен- те Российской Федерации по противодействию коррупции. 31 июля 2008 года Президент Российской Федерации утверждает Националь- ный план по противодействию коррупции, который определил страте- гические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере. В декабре 2008 года принят пакет федеральных за- конов, положения которых направлены на обеспечение противодей- ствия коррупции в Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 25 декабря № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В настоящее время в Российской Федерации противодействие коррупции и порождающим ее причинам остается важной государ- ственной задачей. 10 За последние четыре года в стране приняты существенные по- правки в антикоррупционное законодательство. В апреле 2012 года Россия стала 39-м государством, присоединившимся к Конвенции ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по борьбе с коррупцией, что стало серьезным шагом в работе по при- ведению российского антикоррупционного законодательства в соот- ветствие международным нормам. В январе 2013 года в России всту- пили в силу изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «О противо- действии коррупции», обязывающие организации принимать меры по предупреждению коррупции1 . Согласно отчету ОЭСР о России, опубликованному в октябре 2013 года, в стране было реализовано несколько мероприятий, направленных на выполнение требований ОЭСР. К числу этих мероприятий относится внесение поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, связанных с повышением эффективности го- сударственного управления в отношении борьбы с коррупцией. По данным рабочей группы ОЭСР по борьбе с взяточничеством, в России были успешно внесены изменения в правовую и антикоррупционную систему. Рабочая группа ОЭСР предложила 15 групп рекомендаций по дальнейшему развитию антикоррупционного законодательства в России: реализовать мероприятия, направленные на повышение уровня информированности и образованности в области коррупцион- ных правонарушений, ввести новые нормативно-правовые процеду- ры в отношении взяточничества на международном уровне и др. На сегодняшний день в Российской Федерации в целом сфор- мирована законодательная база в сфере противодействия коррупции, реализован комплекс практических правовых, экономических, орга- низационных, политических, информационных и иных мер по проти- водействию коррупции. Введены и применяются антикоррупционные стандарты, включающие систему запретов, ограничений и дозволе- ний, обеспечивающих предупреждение коррупции. 1 Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008: ст. 13.3. «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции». 11 Важно понимать, что ликвидировать коррупцию при помощи одних лишь правовых норм невозможно. Уголовно-правовые меры могут привести только к некоторому сокращению коррупционных преступлений. Противодействие коррупции прежде всего должно выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях. Знание гражданами закона, механизмов реализации своих прав, умение отстаивать свои права в конкретных жизненных ситуациях — вот основные предпосылки ак- тивной борьбы против коррупции. За без произвола и коррупции Россию 12 “ ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого; сделка принесла бы нам лишь убытки. Жан де Лабрюйер (1645—1696), французский философ Коррупция (лат. сorruptio — порча, разложение, испорченность) — это собирательное понятие, означающее прямое использование прав лицом, имеющим определенные полномочия, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Впервые понятие «коррупция» законодательно закреплено в Россий- ской Федерации Федеральным зако- ном от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с нормой ст. 1 этого закона коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, по- лучение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерче- ский подкуп либо иное незаконное использование физиче- ским лицом своего должностного положения вопреки закон- ным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лица- ми; а также совершение указанных деяний от имени или в ин- тересах юридического лица. 13 Подробное описание коррупционных преступлений, на борьбу с которыми нацелены государственные и общественные институты, содержит и Конвенция ООН против коррупции2 . К ним отнесены под- куп должностных лиц, присвоение имущества должностным лицом, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, незаконное обо- гащение (значительное увеличение активов публичного должностно- го лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать), подкуп и хищение имущества в част- ном секторе, отмывание доходов от преступной деятельности. Важно ясно понимать, что коррупция — это особая форма противоправной деятельности, направленной против общества, государственной власти, интересов государствен- ной службы всех уровней; сделка между должностным ли- цом и лицом, вступившим в сговор. Отсюда незаконность получае- мых материальных и нематериальных преимуществ, аморальность возникающей вокруг них социальной среды. Причем формы прояв- ления коррупции разнообразны: взяточничество, незаконное рас- пределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), предоставление льготных кредитов, заказов, использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам — товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым и др. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладаю- щий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, со- трудник правоохранительных органов, администратор, экзамена- тор, врач и т.д.). Коррупция осуждается во всем мире, она причиняет весьма се- рьезный, а порой и невосполнимый ущерб обществу и государству, в конечном итоге причиняя ущерб каждому человеку независимо от того, состоит он на государственной службе или нет. 2 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 26, 26.06.2006, cт. 2780. 14 Коррупция — это в первую очередь система, и, если вы даете или берете взятку, принимаете участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — вы становитесь частью коррупционной системы и несете персональную юридическую ответ- ственность за противоправную деятельность. Кроме того, вы несете моральную ответственность, даже если просто закрываете глаза на какие-либо коррупционные факты — ведь это способствует дальней- шему их распространению.

КТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОРРУПЦИОНЕРОМ?

Фрагмент «Алчность» картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов» В настоящее время за- конодатель к коррупционным правонарушениям относит раз- нообразные преступления, и в их числе наиболее распростра- ненным и общественно опасным является взяточничество. Рассматривая участников коррупции на примере взяточ- ничества, стоит отметить, что в коррупционном процессе всегда участвуют две стороны. Одна сторона — это взяткополуча- тель (подкупаемый). Вторая сторона — это взяткодатель (осуществляющий подкуп). Также в процессе может уча- ствовать и третья сторона — посредник. 15 ВЗЯТКОПОЛУЧАТЕЛЕМ (подкупаемым) может быть признано:  должностное лицо — представитель власти, чи- новник, выполняющий организационно-распоря- дительные или административно-хозяйственные функции;  иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации;  лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государствен- ным или муниципальным учреждением, государ- ственной корпорацией. Представитель власти — это государственный или муници- пальный чиновник любого ранга: сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого госу- дарственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законо- дательного органа и т.д. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществле- нию функций органов законодательной, исполнительной или судеб- ной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для ис- полнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Лицо, выполняющее организационно-распорядитель- ные или административно-хозяйственные функции, — это, например, начальник финансового и хозяйственного подразделения 16 государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член госу- дарственной экспертной призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор вуза и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д. К организационно-распорядительным функциям отно- сятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (на- пример, по выдаче медицинским работником листка временной не- трудоспособности, установлению работником учреждения медико- социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и рас- поряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящи- мися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учрежде- ний, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материаль- ных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо долж- ность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняю- щее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации по- нимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. К лицам, выполняющим управленческие функции в ком- мерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директо- ров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйствен- ные функции в этих организациях (например, директор, генеральный 17 директор, член правления акционерного общества, председатель про- изводственного или потребительского кооператива, руководитель об- щественного объединения, религиозной организации). ВЗЯТКОДАТЕЛЬ (осуществляющий подкуп) — это любое лицо, которое предоставляет взяткополуча- телю (подкупаемому) некую выгоду в обмен на возможность пользоваться полномочиями этого лица в своих целях. Вы- годой могут быть деньги, ма- териальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обя- зательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных, админи- стративно-хозяйственных или управленческих функций.Хочу такой сайт

ПОСРЕДНИК —

это доверенное лицо одной из сторон при участии, которо- го ведутся переговоры между сторонами, т.е. выполняющее посреднические функции. По- средник действует по инициати- ве взяткодателя или взяткополу- чателя, от их имени, выполняет техническое поручение своего доверителя. Его роль ограни- чивается тем, что он помогает реализовать возникший у взят- кодателя или взяткополучателя умысел на совершение данных преступлений.

УЧАСТИЕ РОДСТВЕННИКОВ В ПОЛУЧЕНИИ ВЗЯТКИ

Действия должностного лица также квалифицируются как получе- ние взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценно- стей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близ- ким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя. Далее мы постараемся раскрыть самые общие, но минимально необходимые сведения, которые помогут вам принять правильное с точки зрения закона решение в сложной или ложной ситуации. 

КОРРУПЦИЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В целях противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Феде- рации устанавливает ответственность за совершение ряда престу- плений, в совокупности охватываемых понятием «коррупция». Необходимо понимать, какая уголовная ответствен- ность грозит за совершение коррупционных престу- плений, в каких пределах и на кого Закон предписы- вает ее налагать. По статистике, в России в 2014 г. выявлено 32 204 преступле- ния коррупционной направленности. Раскрыто было подавляющее большинство — 31 412 — из числа ранее выявленных преступле- ний коррупционной направленности3 . Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривает- ся уголовная ответственность вплоть до лишения свободы за взя- точничество, которым охватывается несколько преступлений — как получение и дача взятки, так и посредничество во взяточничестве. Надо понимать, что перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, или то лицо, которое взят- ку дает, но и то, которое передает взятку взяткополучателю. Иными словами, в случае если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве. Нужно отметить, что ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает вне зависимости от вре- мени получения должностным лицом взятки — до или после соверше- ния им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или 3 МВД России. Данные ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» о состоянии преступности в России за январь-декабрь 2014 года. ! 19 представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указан- ные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или догово- ренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки. Предметом взяточничества и коммерческого подкупа, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть неза- конные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление креди- та с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических пу- тевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, про- щение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Передача имущественных прав выражается в виде передачи, напри- мер, права собственности на квартиру, дом, дачу; права требования к должнику, уступки права на использование объектов интеллектуаль- ной собственности и т.д. Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого под- купа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны поучить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта. За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды наказаний:  штраф;  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;  обязательные работы;  исправительные работы;  принудительные работы;  ограничение свободы;  лишение свободы на определенный срок. 

ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ КОНКРЕТНОМУ СОСТАВУ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ОХВАТЫВАЕМОМУ ПОНЯТИЕМ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

Получение взятки — самое тяжкое из престу- плений коррупционной направленности. Его особая опасность заключается в том, что виновный, явля- ющийся нарушителем-коррупционером, используя свое служебное положение, обогащается, действуя вопреки интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Это преступление выра- жается в получении должностным лицом, иностранным должност- ным лицом либо должностным лицом публичной международной ор- ганизации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодате- ля или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действи- ям (бездействию), а равно за общее покровительство или попусти- тельство по службе. Уголовная ответственность дифференцирована в зависимости от размера взятки — в простом размере (до 25 тысяч рублей), — в значительном размере (от 25 до 150 тысяч рублей), — в крупном размере (от 150 тысяч до миллиона рублей), — в особо крупном размере (свыше миллиона). 21 Применительно к ответственности за получение взятки наказания различны, что позволяет учесть и обстоятельства совершения преступного деяния, и личность виновного. Так, самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суро- вым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки суд может лишить осуж- денного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

ДАЧА ВЗЯТКИ

Дача взятки (ст. 291УК РФ) выражается в передаче не кому бы то ни было, а исчерпывающе перечисленным в законе субъек- там — должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации, взятки лично или через посредника. Регламентируя наказание, законодатель в каче- стве самого мягкого установил штраф, а самого сурового — лишение свободы на срок до 12 лет. За дачу взятки также могут применить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель- ностью на срок до трех лет. Важно отметить, что применительно к этому деянию законода- тель предусмотрел так называемую поощрительную норму, согласно которой давшее взятку лицо освобождается от уголовной ответствен- ности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) рассле- дованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступле- ния добровольно сообщило о даче им взятки в орган, имеющий право возбудить уголовное дело. При этом не может быть признано добро- вольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ

Дача взятки нередко осуществляется с помощью посредника, что является самостоятельным преступлением. Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) выра- жается в непосредственной передаче взятки по поручению взяткода- теля или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении, либо реализации соглаше- ния между ними о получении и даче взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием к ст. 290 УК РФ под взяткой в значительном размере понимается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающая 25 тыс. руб. Как надлежит квалифицировать действия посредника, которые вы- разились в передаче взятки по по- ручению взяткодателя или взят- кополучателя в размере менее 25 тыс. руб.? При передаче посредником взятки в размере менее 25 тыс. руб. его действия квали- фицируются как соучастие в получении или даче взятки. Наказание: самым мягким наказанием за посред- ничество во взяточничестве является штраф, а са- мым суровым — лишение свободы на срок до 7 лет. За посредничество во взяточничестве виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель- ностью на срок до трех лет. Как и в отношении взяткодателя, в отношении посредника во взя- точничестве также действует установленная в примечании к ст. 291.1 УК РФ норма, согласно которой лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало рас- крытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве. При этом не может быть признано добровольным    23 заявление о посредничестве во взяточничестве, если правоохрани- тельным органам стало известно об этом из других источников. Важно обратить внимание на то, что в части 5 ст. 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или пред- ложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные частями первой и пятой ст. 291.1 УК РФ, пока- зывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество. Норма об ответственности за посредничество во взяточниче- стве появилась в УК РФ в середине 2011 г., и практика показала ее необходимость, что подтверждается статистическими материалами. Согласно основным статистическим показателям состояния су- димости в России за 2013—2014 годы4 более чем на 25% увеличи- лось количество людей, осужденных за взяточничество. Всего в 2014 году наказание за данный вид экономических преступлений понесло более 6 000 человек, а также возросло количество осужденных за дачу взятки и посредничество во взяточничестве. Преступления взяточничества являются скрытыми и в разгла- шении их совершения не заинтересована ни одна из сторон (взят- кополучатель и взяткодатель). Довольно часто участники этого преступления для придания большей конспиративности его совер- шения используют иных лиц, которым доверяют, в том числе род- ственников, близких людей. Однако если имущественная выгода в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предо- ставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, то действия должностного лица признаются получением взятки, а родственники или близкие долж- ностного лица, «помогавшие» в преступлении привлекаются к уго- ловной ответственности за посредничество во взяточничестве. 4 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации «Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2008—2014 годы». ! 24 Применительно ко всем преступлениям, охватываемым понятием взяточничества, важным является вопрос о разнице между подарком в знак благодарности и взяткой. При разграничении подарка и взятки следует учитывать, что подарок5 (ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации) не предполагает встречного обязательства, то есть лицо получает его не за действия (бездействие), которое оно может осуществить, а как знак уважения и внимания. Соответственно и вручающий по- дарок не рассчитывает на какие-либо ответные действия (бездей- ствие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением. Передавая подарок, даритель ничего не просит взамен. Взятка никогда не станет подарком. Взятка отлича- ется от подарка целью — она дается за конкретное действие либо бездействие по службе (т.е. несовершение тех действий, которое лицо должно было совершить) или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц. Следовательно, ос- новным признаком, отличающим дарение от взятки, выступает без- возмездность, то есть за подарок ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем должностное лицо ничего не делало, не делает и не пред- полагает, что будет делать. Законодателем установлен прямой запрет на принятие чинов- ником подарка в связи с должностным положением, когда подарок дарится только потому, что чиновник занимает определенную долж- ность (п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной граж- данской службе Российской Федерации»). Если должностное лицо не может отказаться от подарка (протокольные мероприятия, служеб- ные командировки и другие официальные мероприятия), то, приняв подарок, он должен передать его по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Исключение установлено только для подарка на сумму до 3 000 рублей. 5 Примечание: в соответствии с ч. 2 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации «Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения…» 

ВАЖНО ЗНАТЬ

что передача чиновнику в связи с должностным положением денег в любом случае не будет рассматриваться как подарок. Опасность таких действий заключается в том, что у ст.ст. 290 и 291, 291.1. УК РФ формально нет нижнего порога размера взятки. Законодатель устанавливает чет- кую классификацию видов взяток – в зависимости от их размера. «Минимальной» считается взятка до 25 тысяч рублей. Внимание!!! Взятка всегда остается взяткой вне зависимости от ее размера: даже если должностное лицо получило взятку-благодарность на сумму меньше 3 000 рублей, это все равно будет преступлением. В судебной практике имели место случаи, когда предметом взятки признавалась сумма и в 200 рублей. Важно отметить, что преступление в виде взятки отсут- ствует в случае принятия должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п за совершение действий, хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанно- стей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно- хозяйственным функциям. В том случае, если указанное лицо получило ценности за со- вершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие дей- ствия при наличии умысла на приобретение ценностей следует ква- лифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использова- нием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческо- го подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец ! 26 переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответствен- ность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

Схожим по многим признакам с рассмотренными преступными посягательствами преступлений, является коммерческий подкуп. По своей социальной природе коммерческий подкуп имеет большое сходство с составами дачи и получения взятки. Вместе с тем, дан- ный вид дачи-получения незаконного вознаграждения совершается вне системы органов государственной власти, гражданами, не имею- щими статуса должностных лиц, что определяет многие особенности данного состава преступления. Ответственность за такие действия регламентирована в ст. 204 УК РФ. Ответственность возлагается на лицо, выполняющее управленческие функции. Согласно норме ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп образу- ют собой различные действия. Во-первых, это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имуще- ственного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие)в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Во-вторых, незаконное получение лицом, выполняющим управ- ленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Наказание: самым мягким наказанием за ком- мерческий подкуп является штраф, а самым су- ровым — лишение свободы на срок до 12 лет. За коммерческий подкуп виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Применительно к этому деянию законодатель тоже предусмо- трел поощрительную норму, согласно которой лицо, совершившее 27 деяния в виде коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о под- купе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. По смыслу закона, предметом совершения коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ), так же как и совершения взяточничества (ст.ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумага- ми, иным имуществом могут быть незаконные услуги имущественно- го характера и предоставление имущественных прав. Следует подчеркнуть, что, если обусловленная передача ценно- стей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение в равной мере — на дачу или получение взятки, либо на посредниче- ство во взяточничестве или коммерческий подкуп. СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ Заслуживает особого внимания еще одно широко распростра- ненное общественно опасное коррупционное явление — служебный подлог. Служебным подлогом (ст. 292 УК РФ) является внесение должностным лицом, а также государственным служащим или слу- жащим органа местного самоуправления, не являющимся должност- ным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из ко- рыстной или иной личной заинтересованности. Содержание используемых в статье категорий состоит в следу- ющем. Официальным документом, о котором говорится в норме ст. 292 УК РФ, является документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. Это — листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книж- ки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществле- нию закупок, свидетельства о регистрации автомобиля и т.п. 28 Под внесением заведомо ложных сведений, исправлений при- знается отражение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах, так и пу- тем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа. Наказание: самым мягким наказанием за слу- жебный подлог является штраф, а самым суро- вым — лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должно- сти или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ПРОВОКАЦИЯ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА

Отдельного внимания заслуживает вопрос намеренного созда- ния ситуации, которая подталкивает, вынуждает или способствует совершению потерпевшим выгодных провокатору действий, а именно провоцируется получение взятки или коммерческий подкуп. Прово- кацией взятки либо коммерческого подкупа согласно ст.304 УК РФ признается передача должностному лицу либо лицу, выполняюще- му управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного созда- ния доказательств совершения преступления либо шантажа. Наказание: самым мягким наказанием за прово- кацию взятки либо коммерческого подкупа явля- ется штраф, а самым суровым — лишение свобо- ды на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде- ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Важно знать, что, поскольку провокация взятки либо ком- мерческого подкупа совершается без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции, указанные лица не подлежат уголовной ответственности за полу- чение взятки либо за коммерческий подкуп за отсутствием события преступления. ! 

ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАНИНА 

Получение взятки нередко сопряжено с вымогательством, од- ним из наиболее общественно опасных и распространенных видов правонарушения, так как при этом должностное лицо конкретизиру- ет угрозу, обращая ее к определенному лицу. Должностное лицо тре- бует дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам граждан, либо создания для гражданина таких условий, когда он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных для него последствий. При этом не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и ущемляющие его интересы. Необходимо знать, что законодатель предусмотрел в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за заведомо ложный донос, в том числе и о вымогательстве взятки; такое преступление наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306 УК РФ). 

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА):

 вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не до- пуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымога- телем трактоваться как готовность дать взятку либо совершить подкуп  внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товара и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подку- па, последовательность решения вопросов)  постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взят- ки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое вам место для следующей встречи  поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа  не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием», а именно позволять потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить вам как можно больше информации  при наличии у вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?

Следует принять решение ОТКАЗАТЬ В ДАЧЕ ВЗЯТКЕ, прекратить всяческие контакты с вымогателем; подготовить обращение в письменной форме и передать его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. 31 Необходимо оказать противодействие взяточнику и вымога- тельству, исходя из честного понимания, что только всем миром мож- но одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться пособником преступления — а именно незамедлительно обратиться с устным или письменным со- общением о готовящемся преступлении:  в один их правоохранительных органов по месту вашего жи- тельства или вышестоящие органы, в органы внутренних дел — в районные (городские) отделения (отделы) полиции, правления (отделы) по борьбе с экономическими преступлениями, правле- ния (отделы) по борьбе с организованной преступностью;  в министерство внутренних дел республик, краевые (област- ные) управления внутренних дел вплоть до Министерства вну- тренних дел Российской Федерации, в органы безопасности — в районные (городские) отделения (отделы);  в республиканские (областные, краевые) отделения ФСБ Рос- сии вплоть до Федеральной службы безопасности Российской Федерации;  в органы прокуратуры — районному (городскому) прокурору, прокурору республики (края, области) вплоть до Генеральной прокуратуры Российской Федерации;  в таможенные органы — региональные таможенные управления вплоть до Федеральной таможенной службы. В других случаях вымогательства взятки со стороны сотрудни- ков органов внутренних дел, безопасности, других правоохранитель- ных органов вы можете обращаться непосредственно в подразделе- ния собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых сотрудниками. Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки. 

ЧТО ЖЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПО НЕЗНАНИЮ ИЛИ НЕОСТОРОЖНОСТИ НЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ?

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения либо в коммерческие или иные организации, рекомендуется изучить нормативную базу, составляющую основу деятельности того или иного органа, учреждения, организации. Для обеспечения информационной прозрачности своей деятельности все органы государственной и муниципальной власти обязаны разме- щать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Обобщенная информация по всем государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru. Главное в любых делах — это уверенность в собственной позиции, которую может дать только ваша компетентность. Именно она заставит лицо, наделенное полномочиями, лиш- ний раз задуматься, стоит ли в отношении конкретно вас зло- употреблять имеющейся властью или вымогать у вас взятку. Помните, что каждый имеет право обратиться в органы госу- дарственной власти, местного самоуправления, учреждения и ор- ганизации независимо от их форм собственности, к должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями с заяв- лением или ходатайством относительно реализации своих социаль- но-экономических, политических прав и законных интересов либо жалобой об их нарушении. Обращение нужно зарегистрировать в канцелярии органа, в который оно подается, для чего следует пред- варительно оформить его в двух одинаковых экземплярах, один из которых оставляется в канцелярии, а второй с проставленной на нем печатью, датой регистрации и подписью должностного лица заяви- тель оставляет у себя. 33 Государственные или муниципальные органы, в соответствии с нормой статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должны рассмотреть обращения граждан и дать ответ в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Если полученный ответ не удовлетворит вас, то обратитесь за консультацией к юристу и получите правовую оценку своей проблемы. В случае если в отношении вас идет какая-либо проверка со сто- роны государственных и муниципальных органов (составляют про- токол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц вам следует:  проверить полномочия должностного лица, посмотрев его слу- жебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);  уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества — норму за- кона, на которую ссылается должностное лицо и пр.; запомните эту информацию или запишите;  в случае составления в отношении вас протокола или акта на- стоять на заполнении должностным лицом всех граф, не остав- ляя их пустыми;  настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели (или понятые), которых вы считаете необходимым указать;  настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;  не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно; 34  в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;  никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;  в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте — вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;  настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

ЭТО ВАЖНО:

в соответствии с положениями ста- тьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об админи- стративных правонарушениях протокол об админи- стративном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказы- вать свою невиновность. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 9.02.2012) указал: «Лицо, привлекаемое к админи- стративной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении администра- тивного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонару- шениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица». Это одно из важнейших ваших конституцион- ных прав — презумпция невиновности (ст. 49 Конституции Российской Федерации). 35

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно. В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, таможенного ор- гана или органа наркоконтроля вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном со- трудника, принявшего сообщение. Вы имеете право получить отметку на втором экземпляре сво- его заявления о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наи- менование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата при- ема сообщения. В правоохранительном органе полученное от вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано, и о нем должно быть доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В случае отказа принять от вас сообщение (заявление) о вымо- гательстве взятки или коммерческом подкупе вы имеете право обжа- ловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (рай- онных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранитель- ных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за процессуальной деятель- ностью правоохранительных органов и силовых структур. 

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА ВАШИ ОБРАЩЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ С ЖАЛОБОЙ В РАЙОННЫЙ СУД, А ТАКЖЕ СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ:

 Уполномоченному по правам человека в соответствующем ре- гионе Российской Федерации  В Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за правоохранительными органами, силовы- ми структурами и реформированием судебно-правовой системы. Приведенные выше рекомендации — это возможные для укрепления и защиты прав граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни. Только своевременное и добровольное заявление о факте вымогательства взятки может избавить вас от ответственности и поможет изобличить коррупционеров. ПОМНИТЕ: правоохранительные органы располагают широчайшим спектром возможностей по борьбе с коррупцией, но без обращений и активной помощи граждан эта борьба значительно замедляется! Победим коррупцию вместе! !

НЕ ДАВАЙТЕ ВЗЯТОК! НЕ БЕРИТЕ ВЗЯТКИ! 37 ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ

Начальнику ГУ МВД России по г._________ от гражданина Ф.И.О., проживающего по адресу: (.......) Заявление Я, (Ф.И.О. заявителя), заявляю о том, что 09 ноября 2015 года главврач больницы (название учреждения, Ф.И.О. долж- ностного лица, вымогающего взятку) за лечение моего род- ственника Ф.И.О. поставил условие: передать ему деньги в сум- ме 50 тыс. рублей в срок до 20 ноября. В противном случае моему родственнику будет отказано в приеме в стационар. Переда- ча денег должна состояться в служебном кабинете главврача. Перед этим я должен позвонить ему по телефону и договориться о времени встречи. Я, (Ф.И.О.) заявителя, предупрежден об уголовной ответ- ственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ. (дата) (подпись заявителя) 

 

 Подписано в печать 10.12.2015 Формат 60х84/16. Печать цифровая. Печ.л. 2,5. Отпечатано в Федеральном бюджетном учреждении «

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(963) 406-11-39.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».